Модульные столы "Верное Решение". Изобретение для активного обучения
Будущее – за активным обучением. Почему сегодняшнее обучение должно быть активным?
Активное обучение позволяет продлить жизнь человека, является конструктивным по отношению к его времени. Например, возрастная психология располагает достоверными данными, что у людей, активно занимающихся интеллектуальным трудом, старение мозга происходит медленнее, чем у тех, кто в этом плане себя не утруждает.
Исследования К.Левина показали, что методы активного обучения способствуют лучшему усвоению знаний и более активному применению их в реальной жизни.
К методам активного обучения обращаются в первую очередь те, кто ценит время и следит за качеством – в этом их и преимущество, и предназначение. Своевременное достижение одной цели делает возможным достижение и других. Если вовремя подняться на одну вершину, будет время для того, чтобы подняться и на другие.
Тренинги, деловые, ролевые, интерактивные игры, брейнсторминг (мозговой штурм), групповые и ролевые дискуссии, группы прорыва, кейс-стади (метод конкретных ситуаций), коммуникативные техники, техники командообразования, методы формирования сплоченности, техники разрешения конфликтов, техники обратной связи, – эти и мн.др. методы, которые сегодня востребованы временем, относятся к методам активного социально-психологического обучения.
Влияние пространства на качество коммуникаций
Известно, что организация пространства влияет и на эффективность познавательных процессов человека, и на его эмоциональное состояние, и на качество взаимодействия людей, находящихся в данном пространстве.
Правильно организованное пространство, в которой происходит общение, может способствовать взаимопониманию людей, повышению эффективности их деятельности.
Или наоборот, непродуманная обстановка усложняет коммуникации, способствует повышению раздражительности, возникновению барьеров непонимания, конфликтов.
Школьные классы и ВУЗовские аудитории, тренинговые классы в большинстве своем не оснащены соответствующей мебелью для реализации активных форм обучения. Учащиеся, студенты, сотрудники, как правило, на занятиях сидят «трамвайчиком», смотрят друг другу в затылок.
Любой врач подтвердит тот факт, что гиподинамия, которая становится болезнью нашего времени, чревата серьезными последствиями для организма.
Самый негативный эффект, как всегда, не осознается и носит психологический характер. Применение преимущественно пассивных методов обучения и статичное обучающее пространство формируют у людей статичную картину мира, пассивную жизненную позицию. Статичное коммуникационное пространство как застывшая форма, для которой характерны фрагментарность и стереотипность восприятия, заторможенность мыслительных процессов, «тяжелая на подъем» мотивация и нерешительность в реализации своей мечты.
Динамичное конструирование пространства как способ повышения конструктивной динамики
Обучение, как и любая форма человеческой активности – это движение.
Нами разработано и внедряется изобретение «Модульный стол». Это многофункциональная динамичная мебель для активного обучения.
Основное предназначение – организация коммуникационного пространства с учетом психофизиологических особенностей человеческого организма. Именно столы занимают основное пространство класса или аудитории, являются наиболее многочисленными и громоздкими предметами при необходимости переорганизации обучающего пространства для реализации активных методов обучения.
Анализ психологических аспектов организации пространства, собственный опыт участия в тренингах и проведения тренингов, преподавание методов активного обучения позволили нам создать модульную мебель, на сегодняшний день не имеющей аналогов в мире. Это подтверждено Патентом РФ на изобретение № 2253340 от 17.03.2004.
Модульные столы позволяют формировать огромное множество конфигураций коммуникационного пространства, в зависимости от целей и методов обучения. С помощью мобильных модулей можно и нужно периодически обновлять обучающее пространство. Рекомендуемое число преобразований – от одного до трех раз во время одного занятия.
Модульные столы успешно прошли научную апробацию в Обществе «Знание» Республики Башкортостан. Гипотеза о положительном влиянии изобретения на учебную мотивацию, эмоциональное состояние участников и повышение качества коммуникаций в процессе обучения подтвердилась.
Пионером внедрения изобретения среди ВУЗов является Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы.
Разработка нашла применение в кабинете интерактивного обучения кафедры общей и социальной психологии БГПУ. Преподаватели и студенты факультета психологии первыми оценили достоинства изобретения.
Изобретением также укомплектовали свои тренинговые залы и кабинеты интерактивного обучения:
- кафедра практической психологии Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы
- отдел по работе с органами государственной власти и кадровым резервом Башкирской академии государственной службы и управления
факультет психологии Башкирского государственного университета, экономический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова. http://vrhr.ru/node/138
Модульными столами пользуются профессиональы, которые на постоянной основе применяют методы активного обучения: психологи и бизнес-тренеры. Поэтому не удивительно, что изобретение стало востребованным в психологических и тренинговых центрах по всей стране: от Москвы до Сибири.
Через преобразование обучающего пространства психологи и бизнес-тренеры решают целый ряд задач: физиологические, когнитивные, социально-психологические и индивидуально-психологические.
Во-первых, физиологическая задача. Во время преобразования учебного пространства снимается физиологическое напряжение организма, связанное с нахождением в относительно статичном положении. Участники занятия во время перестановки модулей получают возможность подвигаться, снять напряжение с позвоночника, нормализовать кровообращение. То есть, переход к другому методу обучения предполагает преобразование конфигураций, выполняет роль естественной физкультминутки, разминки, психогимнастического упражнения для всех участников занятия. Профилактика гиподинамии является актуальной и для самих тренеров.
Во-вторых, когнитивная задача. Динамичная смена обстановки ускоряет мыслительные процессы, усиливает генерацию идей. Нередко именно благодаря изменениям физического пространства трансформируется пространство нашего внутреннего мира, и мы находим верное решение. Произвольное комбинирование модулей участниками несет диагностическую информацию, а также положительно влияет на развитие пространственного интеллекта и творческих способностей. Разные конфигурации определяют разное восприятие темы, учебного процесса, участников группы.
К.Левин, обосновывая необходимость математического представления психологических ситуаций, пишет: «Некоторые разделы геометрии оказываются весьма полезными для представления структуры психологических ситуаций». Мобильность модулей различных геометрических форм позволяет моделировать различные по своему характеру жизненные ситуации и отношения между людьми. Например, отношения равноправия или доминирования, единения или разделения и т.д.
В-третьих, cоциально-психологическая задача. Активное участие каждого субъекта в преобразовании коммуникационного пространства способствует формированию у него навыков совместной деятельности с другими людьми. Модульные столы снабжены мобильными шасси и перемещаются легким движением руки. Однако для того, чтобы быстро собрать требуемую конфигурацию, необходимы согласованные действия всех участников. Умение слаженно работать в команде во все времена было бесценным, а сегодня это особенно актуально.
Модульная мебель позволяет динамично организовывать пространство наиболее конструктивными способами, приемлемыми для всех участников коммуникаций.
Для того, чтобы человек действовал по-настоящему конструктивно, ему прежде всего необходимо быть свободным. Ощущение свободы, возможность динамичного преобразования коммуникационной среды открывает перед человеком новые возможности для общения и творчества.
Зрительный контакт между участниками – также основа для формирования важных компетенций современного человека. Глаза – это зеркала души, а сегодняшним и завтрашним людям важно научиться понимать друг друга. Когда участники обучения преимущественно смотрят друг другу в глаза, а не на затылки, у них формируется человеческое отношение друг к другу, устанавливаются отношения доверия, взаимопонимания и сотрудничества, которые являются основой развития гуманного и безопасного мира, что в последнее время стало особенно актуальным.
В социально-психологическом контексте можно обозначить и эмоциональное общение участников, когда сам факт совместной деятельности во время конструирования пространства удовлетворяет потребность в общении, повышает настроение и сплачивает участников. Естественный тимбилдинг во время тренингов.
В-четвертых, индивидуально-психологическая задача. Собственный опыт преобразования обучающего пространства способствует восприятию себя как активного деятеля, полноценного субъекта преобразования мира. Это бесценное чувство и убеждение «Я могу!», которое будет поддерживать человека всю его жизнь, являясь основой гармоничной, созидающей личности. Пожалуй, проактивность, активная жизненная позиция – самое ценное для человека, который хочет выявить и реализовать свой потенциал. И для страны, которая хочет быть лидером, важно быть страной лидеров, экологично относиться к проявлениям этого феномена и сохранить конструктивную динамику развития лидерства на протяжении всей жизни человека.
Человек может брать ответственность лишь за то, что он в силах изменить. Так же как понятие «Свобода» неотделимо от понятия «Ответственность», так и ответственность может быть реализована в совокупности с полномочиями и возможностями личности. И когда мы предлагаем участникам тренинга, как полноценным субъектам образовательного процесса, всем вместе подумать: «Как нам лучше сейчас организовать пространство?», и принять непосредственное участие в формировании наиболее подходящих к теме модульных конфигураций – мы уже предлагаем им разделить ответственность за результаты сегодняшнего занятия. Мы включаем их в процесс принятия решений. И приучаем их брать на себя ответственность за все то, что они делают сами. А это – вовлеченность и выход на качество тренинга. А качество обучения в максимальной степени достигается только за счет внутренней мотивации.
Конечно, большая роль в обучении, как и в любом формирующем процессе, принадлежит личности психолога, бизнес-тренера. И важнейшая задача внедрения изобретения – повышение квалификации психологов и тренеров, их умение управлять пространством обучения, умение создавать среду, в которой хочется учиться и развиваться.
Дайте им рычаги, инструменты и они свернут горы!
На фото ниже: новые версии модульных столов на металлических опорах. Внешний вид меняется - функционал сохраняется. Модульные столы по прежнему мобильны с возможностью фиксации конфигурации в заданном положении, как с помощью колесиков со стопорами, так и с помошью магнитов.
#модульныйстол #верноерешение #модульныестолы #изобретение #активноеобучение #тренинги #эргономика
Модульные столы "Верное Решение" - изобретение для активного обучения!
Изобретены во время тренингов. Сделаны с Любовью. То, что нужно для Вас.
НОВИНКА: в 2019 году увидел свет первый в мире маркерный модульный стол!
Маркерные модульные столы впервые были внедрены и апробированы на базе Учебного центра службы занятости населения Республики Башкортостан
Маркерные модульные столы также мобильны, с разными типами столешниц, с магнитыми фиксаторами.
Только на нах еще можно писать и рисовать))
Полезный и приятный подарок себе и своим коллегам.
Например, вся команда начинает работать в одном пространстве, потом работа в мини группах по 8-12 человек и в завершение снова собираемся всей командой.
Белый пластик, на котором можно и нужно рисовать, влагонепроницаемый. А значит - это может быть стол для переговорных.
Везде, где пьют кофе, чай, перекусывают и ведут беседы.
Белый пластик, на котором можно и нужно рисовать, влагонепроницаемый. А значит - это и кухонный стол, и стол для столовых, переговорных.